В общем, Европа Барбарорум и с чем его едят.
Описывать сам процесс не имеет смысла - он, в общих чертах, остался тем же: набрал, пошел, разгромил, захватил. Но вот сколько туда всякого разного понапихали - просто диву даешься, на что способны скрипты РТВ-вского движка, если к нему подойти творчески.
Первое, что бросается в глаза - карта, а точнее, ее размер. Прямо скажем, не каждый день в игре, которая, по большому счету, про Рим, увидишь Уральские горы и озеро Балхаш. А чтобы по этим просторам было шагать весело, количество фракций увеличили. Сенат, Юнии и Корнелии теперь задействованы, только умело маскируются под саков, арабов и Эпир. (Непонятно, почему до этого не додумались в RTR-team). Нумидию убрали, зато вместо единой абстрактной Галлии налицо эдуи и арверны.
Очень сильно прибавили трейтов генералам. Теперь у них почти РПГ-система. У каждого есть 6 параметров: Интеллект, Обучаемость, Харизма, Энергичность, Лидерство и Выносливость. Каждый параметр может иметь 2 значения: высокий, либо низкий. От сочетания характеристик зависит то, какие трейты перс будет получать в дальнейшем. Например, Энергичного Интеллектуального Харизматичного Лидера есть смысл сделать боевым командиром - он быстро соберет все необходимые трейты и наберет кучу command stars. А Обучаемый Интеллектуал с низкой Энергией будет отличным наместником. Статы влияют и на поведения перса в конкретных ситуациях. Например, если генерала с высокой Энергией посадить губернатором в город, он заскучает, начнет получать штрафы, потом впадет в депрессию, начнет развлекаться неумеренной выпивкой и траханьем всего, что движется, и, в конце концов, вполне может на этой почве спятить. Справедливо и обратное: чел с низкими Энергией и Выносливостью будет в походах чувствовать себя, мягко говоря, некомфортно.
Генерал, естественно, влияет на мораль вверенных ему войск (и не последнюю роль тут играет Лидерство). Но теперь влияют не только его трейты. Мораль войск повышается, если армия выиграла подряд несколько сражений, если ведется справедливая война (т.е. враг напал первым), если армия оказалась в окружении под командованием харизматичного генерала, если боевые действия ведутся на территории своей или смежной с ней провинции и если налажено снабжение. Понижается мораль из-за плохого снабжения, длительных осад, ведения войны вдали от дома, зимовке вне города и глупости или косноязычия генерала (А то будет, как с Крассом, который для предотвращения дезертирства разрушил понтонную переправу и пояснил легионерам, зачем он это сделал: "Чтобы никто из солдат не вернулся домой!").
Да, снабжение теперь есть. Реализовано оно так, как это позволяет движок РТВ. В римских провинциях (Здесь и далее - все примеры за Рим. Все это справедливо и по отношению к остальным фракциям) и смежных с ними генерал всегда имеет трейт Well supplied - дает плюсы к морали. Вдалеке от провинций бонус убирается, а совсем вдалеке превращается в No supplies, что дает, как молотком по башке, штраф в минус 5. Драться в таких условиях тяжеловато. Римской провинцией считается та, в которой установлена римская администрация в той или иной форме. А вот администрация и система набора войск - это отдельный разговор, в них главная фишка игры.
Любая провинция для каждой конкретной фракции может иметь один из трех маркеров: Homeland, Expansion, либо Foreign. Кроме того, есть 4 вида администрации: Italian regional goverment (level I), Provincia Romana (II), Light romanised province (III) и статус Amicus Populi Romani (IV). В Homeland-провинциях (Для римлян это вся Италия, Лигурия и Цизальпийская Галлия, кроме Медиолана) можно строить любой тип администрации. В Expansion - любой, кроме I. В остальных - только III и IV. Каждый типа администрации не только различается по приносимым бонусам/штрафам, но и позволяет строить определенные казармы (тут их обзывают MIC - Military-industrial complex). Казарм нынче 2 вида: обычные и ауксиларные. Каждый вид имеет 5 левелов. Чем выше левел - тем, соответственно, круче войска набираются из казарм. От размера города максимальный левел не зависит, можно хоть в Village левел-5 влепить, было бы желание. Зависит это от исключительно от администрации. Regional goverment позволяет отгрохать 5 уровень "родных" казарм и вообще не дает возможности строить ауксиларные. Администрация-IV дает максимальный левел ауксиларных и (не во всех случаях) 1-й уровень родных. А теперь, собравшись с мыслями, делаем из вышесказанного важный вывод: поскольку большинство провинций у нас Foreign, то о тотальных победоносных блицкригах преторианцами придется забыть. Не очень с руки, воюя где-нибудь в верховьях Нила тащить легионы на доукомплектование в Италию. Стало быть, впервые ауксиларные войска становятся не просто юзабельными, а жизненно необходимыми.
И особого огорчения это не вызывает. Мало того, что это значительно расширяет тактические возможности - но и сами ауксиларии теперь не лыком шиты. Они здесь совершенно не похожи на убогих ауксиларных хануриков из РТР, которых кто-то по ошибке или по пьяни назвал "солдатами". Дело в том, что в продвинутых ауксиларных казармах можно набирать родные юниты той территории, на которой эти казармы стоят. В ауксиларных казармах 5 уровня можно набирать элитных юнитов. Ура разнообразным слонам, катафрактам, конным лучникам и германцам с топорами в римской армии. Не дают покупать только самую элиту - берсерков, аргираспидов, преторианцев итд.
Юнитов стало не много, а очень много - на порядок больше, чем в том же RTR. Стало возможным с интересом поиграть за парфян: у них теперь не 3 вида войск. Реформы, наподобие Мариевой теперь проводятся не только у римлян, а у самих римлян реформ стало аж 3. Начинаем мы с армией по состоянию после реформ Камилла. Триарии - классические гоплиты, принципы с копьями, нормальная броня только у тех же триариев. К этому добаквляются эквиты, рорарии, акцензии и Levy Skirmishers - из пролетариев, видать. Плюс Equites и Pedites Extraordinari - войска союзных италийских городов. За этим следуют Polybian age Reform - приводит войска к классическому RTR-овскому виду, реформа Мария и реформа Августа. Приятно, что реформы теперь более-менее увязаны с военной необходимостью, а не со строительством имперских дворцов. Чтобы произошла реформа, время должно быть не раньше такого-то года и должны быть захвачены такие-то провинции. Для Мария к этому прибавляется необходимость строительства латифундий (земельные наделы для солдат), а с Августом вообще картина интересная. Для его реформы нужен генерал, имеющий высокие Интеллект, Харизму и Лидерство. В один прекрасный момент от советника придет сообщение, что "Этот человек хочет больше власти". Тогда его надо назначить наследником фракции. Когда он станет лидером, произойдет реформа. Еще надо отметить, что реформа Августа - единственная, которая никогда не случится "сама по себе". Прочие, если ты не выполнил условия до определенной даты, активируются автоматически.
Под все это благолепие подведена весьма мощная для игры историческая база. Видно, что ребята старались. Описания к юнитам тянут на энциклопедическую статью - во многих есть даже ссылки на источники (по крайней мере, в моем "Словаре античности" статьи похуже будут). Регулярно нас радуют краткие сводки о том, что проиошло за этот год в реальной истории. Словом, чувствуется серьезный подход к делу.
Но нельзя же обойтись без недостатков. Первый явный минус - музыка. Музыку зачем-то поменяли. Зачем - ума не приложу. Музыка - это единственное из ваниллы, к чему лучше не прикасаться (если ты не Вагнер). Даже в RTR была попытка вставить на ее место свои творения - и в итоге их все равно убрали, и правильно сделали. Но на RTR-овская попытка была заметно качественней здешнего саундтрека - по крайней мере, там музыка была мелодичной и приятной, на развертывании - тоскливо-заунывной, на марше играли напряженные... гм, марши, в бою шло что-то энергичное. Тут - постоянное однообразное стрекотание синтезаторных барабанов. Мне почему-то напомнило trance (хотя это не trance). Я ничего не имею против транса, но это не совсем то, чего бы мне хотелось слышать в такой игре, даже если бы исполнение было качественным. Впрочем, музыка - дело наживное. Я вот давно на развертывание хотел Имперский марш воткнуть, а на месилово - трек из замеса при Звезде Смерти... Сейчас, может, заморочусь.
Второй минус носит субъективный характер. Дело в том, что разработчики все названия (юнитов, городов и проч) дали на том языке, на котором его давали обладатели юнитов и городов пару тыщ лет назад. И если в Sofit-Sophot-biQart-Hadist при определенной доле нездорового воображения и выпив пару рюмок еще можно опознать Карфаген (И Йог-Сотота впридачу), то вот восточные державы... Например, Pahlava. Я всегда был уверен, что пахлава находится на Кавказе. Пахлавы там - завались. Ее продают на каждом углу, и порой концентрация лотков достигает такого уровня, что мимо них опасно ходить из-за огромных туч ос (по крайней мере, так было, пока там не начали воевать). Есть пахлава и в Сочи, но там на нее явно жалеют меда. Но выяснилось, что я был неправ. Оказывается, Пахлава - это Парфия. Вот так вот. Выходит, Красс погиб от руки Пахлавы. Поистине страшная смерть. С остальными ситуация не лучше. Йогзотот-Картхадист понимаю, Рим понимаю, названия элленестических царьков понимаю, остальное не понимаю вообще. Регулярно мне приходят сообщения, что Абырвалг в союзе с Шуб-Ниггурат напал на Пикачу, а я, ужасаясь про себя тому, какие страшные вещи творятся в этом мире, раздумываю, что бы эта вся белиберда значила. Хотя плюсик тоже есть: озвучка юнитов тоже на родных языках. Аутентично, атмосферно, радует.
В общим, хорошая получилась вещь. Всем советую. А у меня как раз докачалась еще одна игрушка. Из своего каталога на диске она уже Зовет меня отправиться путешествовать туда, где темно, как у негра в заднице, в самые Темные Уголки Земли...